А.Д. Москаленко, Ю.Н. ПавлюченкоТеоретический чертеж
Владивосток, МГУ им. адм. Г. И. НевельскогоУчебное пособие
В учебном пособии содержатся указания и рекомендации по выполнению и оформлению теоретического чертежа. В пособие включено 30 вариантов заданий, содержащих исходные данные по реальным современным судам различных типов и размерений. Пособие предназначено для курсантов и студентов, обучающихся по специальности «Судостроение и судоремонт».
Содержание
1. Основные определения
1.1. Геометрия судового корпуса
1.2. Связь с начертательной геометрией
1.3. Главные размерения и характеристики судна2. Построение теоретического чертежа
2.1. Расположение проекций
2.2. Построение сетки теоретического чертежа
2.3. Вычерчивание проекции «Корпус»
2.4. Построение контура проекции «Бок»
2.5. Вычерчивание ватерлиний на проекции «Полуширота»
2.6. Построение батоксов на проекции «Бок»
2.7. Согласование проекций теоретического чертежа
2.8. Особенности формы обводов судов в оконечностях
2.9. Методика перестроения теоретического чертежа-прототипа при изменении главных размерений проектируемого судна3. Оформление и техника построения теоретического чертежа
3.1. Оформление теоретического чертежа
3.2. Специальный инструмент, применяемый при построении теоретического чертежа4. Контрольные задания
4.1. Формулировка типового задания
4.2. Варианты контрольных заданийПриложение 1.
Перечень нормативно-технических документовПриложение 2.
Теоретические чертежи судов-прототипов
Настоящее учебное пособие написано в соответствии с имеющимися в программах курсов «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия и черчение», связанных между собой отдельных тем в разделах: «Плоскость», «Поверхности, задаваемые каркасом» и «Пересечение кривых поверхностей плоскостью», для закрепления которых в морских учебных заведениях изучают «Теоретический чертеж».
Пособие предназначено для курсантов и студентов кораблестроительных факультетов, которые на первом курсе выполняют индивидуальные задания по теоретическому чертежу корпуса судна.
При написании данного пособия авторы использовали материалы методического указания по выполнению задания. «Построение теоретического чертежа корпуса судна», составленного А. А. Гундобиным к Ю. Н. Павлюченко, а также результаты собственных методических разработок по данной тематике. Излагаемый в данном пособии учебный материал ориентирован на установление межпредметных связей, существующих в курсах начертательной геометрии, теории корабля и проектировании судов.
В пособии приводятся необходимые данные о геометрии судового корпуса, главных размерениях судна, правилах изображения теоретического чертежа и способах парестроения теоретических линий чертежа судна-прототипа при заданных изменениях главных размерений.
Отличительной особенностью данного учебного пособия является наличие в нем 30 вариантов теоретических чертежей реальных судов и специально составленных заданий каждому учащемуся.
По имеющимся данным по этим судам в каждом задании необходимо:
— вычертить три проекции теоретического чертежа судна указанного в задании варианта;
— перестроить теоретический чертеж судна-прототипа для заданных изменений главных размерений (длины, ширины или осадки);
— установить водоизмещение указанного в задании варианта судна;
— нанести на чертеже следы плоскости ватерлинии, заданной аналитически уравнениями, и построить линии пересечения этой плоскости с судовой поверхностью;
— произвести проверку по Правилам Регистра формы корпуса судов ледового плавания;
— определить масштаб указанного в задании варианта теоретического чертежа судна.
1.1. Геометрия судового корпуса
Корпус судна представляет собой удлиненное тело, ограниченное днищем, бортами и палубой. Обычно эти поверхности имеют сложную кривизну и их невозможно совместить с плоскостью.
Суда с упрощенной формой корпуса (с прямолинейными ломаными шпангоутами, с плоскостными обводами или с развертывающейся на плоскость судовой поверхностью) в настоящих методических указаниях особо не рассматриваются.
Для получения общего представления о характере обводов корпуса его изображают на чертеже при помощи трет секущих основных взаимно перпендикулярных плоскостей и ряда плоскостей, параллельных основным и находящихся на определенном расстоянии друг от друга. В соответствии с ГОСТ 2.419-68 основными координатными плоскостями являются: диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута и основная плоскость (рис. 1.1).
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью называется ватерлинией и обозначается ВЛ.
Диаметральная плоскость (ДП), это вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части. Плоскость мидель-шпангоута — вертикальная поперечная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и проходящая посередине длины судна между носовым и кормовым перпендикулярами. Основная плоскость представляет собой горизонтальную плоскость, проходящую через точку пересечения плоскости мидель-шпангоута с килевой линией (рис. 1.2). У металлических судов килевая линия проходит по внутренней поверхности наружной обшивки (горизонтального киля).
Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна называется основной линией и обозначается ОЛ.
За основу построения теоретического чертежа принимается конструктивная ватерлиния судна — ватерлиния, соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению судна. Она обозначается КВЛ.
Носовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовою точку конструктивной ватерлинии. Эта точка находится с внутренней стороны форштевня.
Кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера руля с плоскостью конструктивной ватерлинии.
При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97 % длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна.
Для судов, имеющих погруженную, транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, пpoxoдящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца.
Линия пересечения внутренней поверхности наружной обшивки корпуса судна с плоскостью миделъ-шпангоута называется мидель-шпангоутом судна. На чертеже он обозначается знаками:
или
.
Линии пересечения теоретической поверхности судна (внутренней поверхности наружной обшивки) поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются шпангоутами судна.
Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами.
Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, перпендикулярными к плоскости мидель-шпангоута и, по возможности, нормальными к обводам шпангоутов, называются рыбинами.
1.2. Связь с начертательной геометрией
В соответствии с принятыми в начертательной геометрии способами задания поверхностей, поверхность корпуса судна обычно задается каркасом. Характерным примером изображения на эпюре Монжа судовой поверхности, заданной каркасом, является теоретический чертеж судна. Такой чертеж представляет собой совокупность ортогональных проекций линий сечения теоретической (без учета обшивки) поверхности судна плоскостями уровня на три базисные плоскости: горизонтальную Н, фронтальную V и профильную W (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса судна профильными плоскостями уровня, называются теоретическими шпакгоутами; линии, полученные от пересечения поверхности корпуса судна горизонтальными плоскостями уровня, называются теоретическими ватерлиниям; линии, полученные от пересечения поверхности корпуса судна фронтальными плоскостями уровня, называются боксами.
Наименование основных плоскостей проекций теоретического чертежа Наименование базисных плоскостей проекций в начертательной геометрии Шпангоут (вспомогательная плоскость) Ватерлиния (вспомогательная плоскость) Батоксы (вспомогательная плоскость) Диаметральная плоскость (ДП) Фронтальная (V) Фронтальная плоскость уровня Плоскость конструктивной ватерлинии (КВЛ) Горизонтальная (Н) Горизонтальная плоскость уровня Плоскость мидель-шпангоута ( )
Профильная (W) Профильная плоскость уровня При плавании судно может занимать следующие положения относительно плоскости ватерлинии: сидеть прямо; на ровный киль; с креном на левый и правый борт; с дифферентом на нос и корму.
Условно эти положения судна можно задавать ориентацией в пространстве плоскости ватерлинии, уравнения которой в теории корабля задают н общем виде следующего аналитического выражения
а в начертательной геометрии в виде уравнения плоскости общего положения в отрезках
Если судно имеет только дифферент, то плоскость его ватерлинии является фронтально проецирующей и ее уравнение запишется в таком виде
У судна, сидящего только с креном, плоскость ватерлинии является профильно проецирующей. Уравнение такой плоскости имеет следующий вид
1.3. Главные размерения и характеристики судна
Для металлических судов теоретическая поверхность корпуса судна — это внутренняя поверхность обшивки без учета местных утолщений, а при наличии набора — поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька.
Главные размерения судов определяются ГОСТом 1062-80. В соответствии с ГОСТом главные размерения судна — это совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна (рис. 1.3). Для судов неводоизмещающего типа (глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме.
Для многокорпусных судов определения главных измерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности.
Под конструктивными размерениями судна понимают размеры, судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положение по высоте. Аналогично под расчетными размерениями судна понимают размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию. В частном случае конструктивная ватерлиния может быть расчетной.
Наибольшие размерения судна — это наибольшие размеры корпуса, определяемые по его теоретической поверхности. Габаритные размерения судна включают в себя, кроме того, постоянно выступающие части.
Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретической поверхностью корпуса является наружная поверхность обшивки без учета местных утолщений. Согласно ГОСТ 1062-80 к главным размерениям судна относятся:
aКВЛ — длина судна по конструктивной ватерлинии — расстояние между точками переселения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с ДП;
LР — длина судна по расчетной ватерлинии — расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с ДП;
LПП — длина судна между перпендикулярами — расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами;
LНБ — наибольшая длина судна — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях;
LГБ — габаритная длина судна — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна с учетом постоянно выступающих частей;
ВКВЛ — ширина судна по конструктивной ватерлинии — наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна;
ВР — ширина судна по расчетной ватерлинии — наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна;
В — ширина судна на мидель-шпангоуте — ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте;
ВНБ — наибольшая ширина судна — наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна;
ВГБ — габаритная ширина судна — наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно ДП между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей;
Н — высота борта судна — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна;
ТКВЛ — осадка судна по конструктивную ватерлинию — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна;
ТР — осадка судна по расчетную ватерлинию — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна.
К основным характеристикам корпуса судна относятся: водоизмещение судна, координаты центра величины, коэффициенты полнот подводной части корпуса судна и другие параметры.
V — водоизмещение объемное (без выступающих частей) — объем подводной части судна;
хС — координата центра величины по длине — координата по длине от мидель-шпангоута до центра тяжести подводного объема судна;
zС — координата центра величины по высоте — координата по высоте над ОЛ центра тяжести подводного объема судна;
d — коэффициент общей полноты водоизмещения:
a — коэффициент полноты площади грузовой ватерлинии: b — коэффициент полноты площади мидель-шпангоута: S — площадь грузовой (конструктивной) ватерлинии; W — площадь мидель-шпангоута;
DL — теоретическая шпация — расстояние между теоретическими шпангоутами;
DТ — расстояние между ватерлиниями.
В правилах Регистра для некоторых главных размерений приняты другие обозначения.
Высоту борта обозначают D, а осадку — d.
Дифферент обозначается Df = dH — dK, а объемное водоизмещение — С.
Площадь погруженной в воду части мидель-шпангоута обозначают А
, а коэффициент общей полноты — СВ.
2. Построение теоретического чертежа
На теоретическом чертеже на трех основных координатах плоскостях геометрическую форму корпуса судна изображают линиями пересечения теоретической поверхности плоскостями, параллельными координатным: диаметральной, основной и плоскостью мидель-шпангоута.
На теоретическом чертеже судна проекции имеют следующие наименования:
— проекции батоксов, шпангоутов и ватерлиний на вертикальную продольную плоскость называются проекцией «Бок»;
— проекции шпангоутов, батоксов и ватерлиний на вертикальную поперечную плоскость называются проекцией «Корпус»;
— проекции ватерлиний, батоксов и шпангоутов на горизонтальную плоскость называются проекцией «Полуширота».
В качестве главного вида принимают проекцию «Бок» и располагают ее в верхней части теоретического чертежа. Под главным видом в проекционном соответствии изображают горизонтальную проекцию — «Полушироту» (вид сверху). Справа от главного вида на одном уровне с ним располагается проекция «Корпус».
На рис. 2.1 и рис. 2.2 показано рекомендуемое расположение проекций теоретического чертежа.
При наличии в корпусе судна цилиндрической вставки (части корпуса, имеющей в поперечном сечении одинаковые очертания) допускается проекцию «Корпус» располагать в разрыве средней части проекции «Бок» (рис. 2.2, а).
С целью уменьшения размеров чертежа по высоте иногда допускается совмещать проекции «Бок» (гл. вид) и «Полуширота» (вид сверху), но при этом чертеж становится менее удобным для чтения (рис. 2.2, б).
В зависимости от особенностей обводов для некоторых типов судов допускается вид сверху (проекция «Полуширота») изображать раздельно для отдельных районов, разбитых по высоте судна.
На виде сверху ватерлиний изображают только на левом борту, имея в виду, что обводы правого борта симметричны обводам левого.
На проекции «Корпус» справа от ДП изображают шпангоуты от носа до миделя, а слева от ДП — от миделя до кормы.
ГОСТом 2.419-68 рекомендованы следующие масштабы теоретического чертежа: 1:2, 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50, 1:100. 1:200.
2.2. Построение сетки теоретического чертежа
При этом базовыми линиями сетки являются основная линия, проекция конструктивной ватерлинии, носовой и кормовой перпендикуляры.
Теоретические обводы судна изображают на сетке теоретического чертежа (рис. 2.3). Сетка теоретического чертежа представляет собой пересечение под прямым углом на всех трех проекциях прямых линий — проекций батоксов ватерлиний и шпангоутов.
На проекции «Бок» сетке теоретического чертежа образована взаимно перпендикулярными прямыми — проекциями ватерлиний и шпангоутов.
На проекции «Полуширота» сетка образуется проекциями батоксов и шпангоутов. При этом базовыми линиями сетки являются проекция ДП, проекции плоскостей носового и кормового перпендикуляров и линия, параллельная проекции ДП и отстоящая от нее на расстоянии, равном полуширине судна.
На проекции «Корпус» сетка образуется проекциями ватерлиний и батоксов. При этом базовыми линиями сетки являются основная линия (проекция основной плоскости), конструктивная ватерлиния, проекция ДП и бортовые перпендикуляры, проведенные на расстоянии полуширины судна от проекции ДП.
Вычерчивание сетки теоретического чертежа выполняют в следующем порядке:
1. Согласно выбранному масштабу по главным размерениям судна размечают места расположения проекций так, чтобы проекция «Полуширота» находилась точно под проекцией «Бок», а проекция «Корпус» — точно на уровне проекции «Бок». Расстояние между проекциями «Бок», и «Корпус» должно быть достаточным для вычерчивания носовой оконечности судна. С левой стороны от сетки предусматривается место для вычерчивания кормовой оконечности судна.
2. Под линейку, выверенную на прямолинейность, проводят основную линию на проекциях «Бок» и «Корпус» и проекцию ДП — на проекции «Полуширота».
3. На проведенных линиях на проекциях «Рок» и «Полуширота» откладывают длину судка между перпендикулярами LПП, а на проекции «Корпус» — ширину судна В.
4. На проекциях «Бок» и «Полуширота» длину судна с максимальной точностью делят на 20 или 10, в зависимости от условия задания, равных частей. На проекции «Корпус» ширину судна делят на заданное число промежутков между батоксами. В точках деления методом засечек восстанавливают перпендикуляры.
5. На построенных перпендикулярах откладывают: на проекциях «Бок» и «Корпус» — высоту борта Н, осадку судна Т и расстояние между ватерлиниями DТ, а на проекции «Полуширота» — половину ширины судна и расстояния между батоксами. Одноименные точки соединяют прямыми.
По мере проведения прямых образуются прямоугольники. Для контроля правильности построений проверяют равенство диагоналей всех равновеликих прямоугольников. Видимого расхождения в диагоналях быть не должно (рис. 2.3).
Точность построения сетки предопределяет точность выполнения теоретического чертежа. Если она построена с погрешностью, то невозможно провести согласование проекций теоретического чертежа, поэтому продольные линии сетки вычерчиваются с помощью специальной металлической линейки, твердым карандашом или тушью.
2.3. Вычерчивание проекции «Корпус»
По условию задания в качестве исходных данных для построения теоретического чертежа дана проекция «Корпус» с криволинейными обводами шпангоутов, а также задана форма оконечностей судна в диаметральной плоскости на проекции «Бок». Кроме того, заданы главные размеренния и характеристики судна.
Исходя из условия издания, теоретический чертеж выполняется в следящем порядке:
1. Вычерчиваются основные обводы проекции «Корпус» — сначала мидель-шпангоут, а затем все прочее теоретические шпангоуты, от мидель-шпангоута в нос и корму, после чего наносятся линии верхней палубы, фальшборта, полубака, козырька и т.п.
2. Вычерчивается контур проекции «Бок» с учетом заданных обводов носа и кормы, строятся линии верхней палубы, фальшборта, полубака, козырька и т.п.
3. Вычерчивается проекция «Полуширота» по ординатам, взятым с проекции «Корпус», и абсциссам, взятым с проекции «Бок».
4. Вычерчиваются батоксы на проекции «Бок» по абсциссам, взятым с проекции «Полуширота», и аппликатам, взятым с проекции «Корпус».
5. Согласовываются все проекции теоретического чертежа.
Обратим внимание на то, что на правой половине проекции «Корпус» выверчиваются носовые шпангоуты (одной ветвью), а на левой — кормовые. Это вызвано симметричностью обводов судна относительно ДП. Чтение чертежа в случае наложения кормовых шпангоутов на носовые было бы затруднительно.
Построение кривых линий шпангоутов на проекции «Корпус» выполняется следующим образом.
Сначала выполняется построение мидель-шпангоута. Для этого с проекции «Корпус» по условию задания определяются значения полуширот (ординат) от ДП на соответствующих ватерлиниях и переносят их на теоретический чертеж по обе стороны от ДП. На каждом батоксе измеряют и откладывают соответствующие высоты шпангоута от основной (аппликаты точек пересечения щпангоутов с батоксами).
Для построения точек притыкания шпангоутов к палубам, фальшборту или козырьку через эти точки проводят горизонтальные линии до пересечения со следом ДП, измеряют соответствующие высоты и переносят их на свой теоретический чертеж. Для этого на ДП проекции «Корпус» от основной откладывают высоту линии палубы при данном шпангоуте. Через полученную точку проводят горизонтальную прямую и на ней от ДП откладывают полушироту палубы при данном шпангоуте, ранее определенную по условию задания.
Все отмеченные точки соединяют плавной кривой, получая линию мидель-шпангоута.
Аналогично выполняется построение всех прочих шпангоутов, причем ординаты носовых шпангоутов отмечают только вправо, а кормовых — влево от ДП. Крайние верхние точки шпангоутов, каждой половины проекции «Корпус» соединяют плавными кривыми, получая линии седловатости палубы по борту на этой проекции.
2.4. Построение контура проекции «Бок»
Контур проекции «Бок» включает в себя обводы форштевня и ахтерштевня, килевую линию в диаметральной плоскости, бортовую линию верхней палубы, палубы бака, фальшборта, козырька.
На проекции «Бок» нос судна изображают справа. Нумерация теоретических шпангоутов нарастающая: от носового перпендикуляра в корму положительная, а в нос — отрицательная.
Очертания оконечностей судна (носа и кормы) на проекции «Бок» предопределены условием задания. При переносе обводов оконечностей на сетку теоретического чертежа учитываются все точки пересечения контура со шпангоутами и ватерлиниями: на шпангоутах отмечают соответствующие аппликаты, а на ватерлиниях — абсциссы точек лини контура. Аппликаты точек контура на шпангоутах должны быть равны аппликатам точек притыкания ветвей этих шпангоутов к ДП на проекции «Корпус». Аппликаты точек притыкания линий верхней палубы, полубака козырька к линии контура носа на проекции «Бок» также должны быть равны аппликатам точек притыкания указанных линий к ДП на проекции «Корпус».
Для построения бортовой линии верхней палубы на проекции «Бок» используют имеющиеся в условиях задания точки пересечения верхней палубы с теоретическими шпангоутами на проекции «Корпус». Используя вспомогательные построения, указанные в п. 4.3, измеряют аппликаты точек пересечения палубы со шпангоутами и отмечают их на соответствующих шпангоутах проекции «Бок». Полученные точки соединяют плавной кривой линией.
Ординаты точек обрыва линии козырька, полубака или фальшборта, если они не указаны на проекции «Полуширота», определяются по проекции «Корпус» интерполяцией. Аппликаты точек обрыва определяются точно с помощью построений, указанных в п. 4.3.
2.5. Вычерчивание ватерлиний на проекции «Полуширота»
На проекции «Полуширота» в виде кривых линий изображаются все ватерлинии, бортовая линия верхней палубы, линии палубы бака, палубы юта, козырька и фальшборта.
Построение кривых ватерлиний на проекции «Полуширота» производится по следующему принципу. Возьмем, к примеру, вторую ватерлинию, мысленно произведем сечение корпуса судна на уровне второй ватерлинии. Расстояние от ДП по этой ватерлинии до каждого шпангоута представляет собой половину широты судна в плоскости этого шпангоута. Поэтому с помощью бумажных полосок (см. п. 3.2) на проекции «Корпус» измеряем по второй ватерлинии от ДП полушироты каждого шпангоута и откладываем их на проекции «Полуширота» от ДП по соответствующему шпангоуту (например, по третьему шпангоуту). Полученные точки соединяем плавными кривыми.
Точки притыкания ватерлиний к ДП на проекции «Полуширота» получаем следующим образом. Точка пересечения второй (в рассматриваемом случае) ватерлинии с форштевнем на проекции «Бок» находится на том же расстоянии от носового перпендикуляра, что и на проекции «Полуширота», поскольку это две проекции одной и той же точки. Поэтому, спроектировав на след ДП (на проекции «Полуширота») точку пересечения второй ватерлинии с форштевнем, находим точку притыкания ее к ДП.
Подобным образом строим все ватерлинии и палубы на проекции «Полуширота», причем полушироты палуб снимаем с проекции «Корпус», измеряя по горизонтали расстояния от точек пересечения шпангоутов с линией седловатости — до ДП.
Точки обрыва линий козырька, полубака или фальшборта строят так, чтобы они находились на одной вертикальной линии связи с соответствующими точками на проекции «Бок». Ординаты точек обрыва определяются по проекции «Корпус».
Нумерацию ватерлиний начинают с основной линии (нулевой ватерлинии). Номера ватерлиний обозначаются арабскими цифрами.
2.6. Построение батоксов на проекции «Бок»
Процесс построения батоксов на проекции «Бок» разберем на примере первого батокса. На проекции «Полуширота» видны точки пересечения этого батокса с ватерлиниями и палубами. Эти точки являются горизонтальными проекциями точек пересечения ватерлиний и палубы с первым батоксом. Фронтальные проекции этих точек лежат на тех же вертикальных линиях связи и в то же время лежат на одноименных ватерлиниях или палубах, поскольку они принадлежат как первому батоксу, так и ватерлиниям или палубам. Поэтому точки пересечения первого батокса со всеми ватерлиниями и палубами на проекции «Полуширота» проектируем на соответствующие ватерлинии и палубы на проекции «Бок».
На том же основании точки пересечения шпангоутов с первым батоксом на проекции «Корпус» проектируем на соответствующие шпангоуты на проекции «Бок». Все полученные точки соединяем плавной кривой.
Таким же образом строим все прочие батоксы теоретического чертежа.
Нумерацию батоксов начинают от ДП (ДП — нулевой батокс).
Батоксы обозначают римскими цифрами.
2.7. Согласование проекций теоретического чертежа
Шпангоуты, ватерлинии и батоксы — плавные кривые. В случае, еесли какая-нибудь из указанных линий окажется неплавной, то проводят плавную кривую, отступая от некоторых отмеченных точек.
Согласование теоретического чертежа — это проверка проекционного, соответствия точек пересечения криволинейных обводов (шпангоутов, ватерлиний, батоксов) с линиями сетки (следами секущих плоскостей) на всех трех проекциях теоретического чертежа. Непременным условием согласования является сохранение плавности кривых линий обводов корпуса судна (рис. 2.4). Например, проекции одних и тех же точек пересечения ватерлиний и батоксов на проекции «Бок» и «Полуширота» должны лежать на обеих проекциях на одинаковых расстояниях от одного и того же шпангоута. Подобным образом проекции точек пересечения шпангоутов и батоксов на проекциях «Бок» и «Корпус» должны лежать на равных расстояниях от основной линии. Наконец, проекции одних и тех же точек пересечения шпангоутов и ватерлиний на проекциях «Корпус» и «Полуширота» должны лежать на одинаковом расстоянии от ДП.
Если мы, например, проводим плавную кривую ватерлинии и отступаем от какой-либо точки, необходимо внести соответствующее исправление в ординату кривой шпангоута, но при этом кривая шпангоута должна оставаться плавной. Для сохранения плавности шпангоута может потребоваться сдвиг еще некоторых его точек. Исправленные ординаты шпангоутов откладывают на полушироте и исправляют все уже вычерченные ватерлинии по новым точкам, но так, чтобы и они остались плавными. Это может потребовать новых измерений кривых шпангоутов. Так постепенно добиваются плавности ватерлиний и шпангоутов при равенстве соответствующих ординат на обеих проекциях.
При неплавности батоксов вносят подобные исправления в батоксы, ватерлинии и шпангоуты. В этом и состоит процесс согласования теоретического чертежа.
При согласовании проекций теоретического чертежа необходимо иметь в виду постепенное и закономерное изменение промежутков между одноименными теоретическими обводами, особенно в средней части судна.
Сечение поверхности корпуса судна любой плоскостью должно давать плавную кривую. Этим свойством пользуются для дополнительной проверки согласования теоретического чертежа. С этой целью на теоретическом чертеже строят рыбины — линии пересечения теоретической поверхности наклонными плоскостями, перпендикулярными плоскости мидель-шпангоута (рис. 2.1).
На проекции «Корпус» рыбины проектируются в виде прямых линии, а на проекциях «Бок» и «Полуширота» — в виде кривых.
Для получения истинных величин сечений плоскости рыбин вращают до придания им горизонтального или вертикального положение.
Для этого выполняют следующее построение: на шпангоутах проекции «Полуширота» или «Бок» откладывают отрезки, равные расстояниям от ДП до этих шпангоутов в секущей плоскости (плоскости рыбины).
Рыбины вычерчивают либо по всей длине судна, либо только для отдельных участков с наибольшей кривизной поверхности и обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная от ближайшей к ДП.
Если согласование выполнено правильно, то, соединив все отмеченные на шпангоутах точки рыбины, получим плавную кривую.
2.8. Особенности формы обводов судов в оконечностях
Среди всех кривых теоретического чертежа, по которым можно судить о типе судна и его эксплуатационных характеристиках, следует выделить кривые, характеризующие обводы судов в оконечностях.
В первую очередь это относится к крайним участкам диаметрали — форштевню и ахтерштевню.
Форштевень обычных типов судов образуется прямой линией, переходящей через закругление в килевую линию, рис. 2.5, а. Обычно угол наклона форштевня к вертикали на уровне КВЛ составляет 15-20°. На многих современных судах средней быстроходности применяются форштевни в криволинейных очертаний, например, (см. рис 2.5, б), бульбообразные оконечности. Суда, предназначенные для плавания в ледовых условиях, обычно имеют форштевень (см. рис. 2.5, в), состоящий из двух прямых ветвей, соединенных немного выше КВЛ закруглением.
Верхняя ветвь может иметь обычный наклон, а нижняя ветвь образует с горизонтальной плоскостью угол. Значения этого и других (см. рис. 2.6) углов наклона теоретических линий обводов судов ледового плавания регламентируются Правилами Регистра, см. табл. 2.1. По значениям углов j, a0, b0 и b можно судить о способности вползания судна на лед и раскалыванию льда тяжестью носовой оконечности. На больших ледоколах часто устраивают еще и третий участок форштевня — так называемый ограничитель. Он препятствует чрезмерному вползанию ледоколов на мощный лед, заклиниванию носовой оконечности и попаданию крупных льдин.
Таблица 2.1
№ п/п Характеристика Категория ледового усиления — УЛА Категория ледового усиления — УЛ Категория ледового усиления — Л 1 Категория ледового усиления — Л 2 Категория ледового усиления — Л 3 1 Форма обводов корпуса Ледокольная Полуледокольная не лимитируется не лимитируется не лимитируется 2 Угол j, град. 20 — 30 45 60 не лимитируется не лимитируется 3 Угол a0, град. 20 — 30 не лимитируется не лимитируется не лимитируется не лимитируется 4 Угол b0, град. 40 25 20 не лимитируется не лимитируется 5 Угол b , град.
8 не лимитируется не лимитируется не лимитируется не лимитируется Кормовой свес образует защиту винта и руля от навалов и ударов при столкновениях, швартовке кормой и т.п. Недостатки эллиптической формы кормы явно проявляются при больших скоростях — числах Фруда больше 0,25. Среди них наиболее существенными являются следующие. Слишком крупно идущие вверх кормовые батоксы способствуют тому, что струи воды из-под днища выходят наклонно снизу вверх и увеличивают высоту кормовой системы корабельных волн, а гребной винт работает в косом потоке. Кроме того, эллиптическая корма не создает защиты винта и руля от ударов о плавающие предметы.
Ахтерштевень определяется формой кормовой оконечности. Требования к форме кормы весьма многообразны. Главные из них связаны с сопротивлением воды движению судов и с работой двигателя, а для некоторых судов — с их назначением. Можно указать три основных типа формы кормы. До начала нынешнего столетия на всех самоходных судах преобладающей была эллиптическая форма (рис. 2.7). Свое название она получила потому, что контур палубы такой кормы на горизонтальной проекции очерчивается кривой, напоминающей полуэллипс. Вместе с тем в подводной части ватерлинии имеют острые образования, благоприятные для снижения вихревого сопротивления и для подтока воды к винту. Лучшие характеристики имеет крейсерская форма кормы (рис. 2.8).
Характерная особенность этой формы состоит в том, что кормовой свес частично погружен в воду, вследствие чего КВЛ и прилегающие к ней ВЛ значительно длиннее и шире чем глубоколежащие ВЛ. Это позволяет без увеличения габаритной длины судна увеличить его длину вблизи свободной поверхности, что благоприятно сказывается на снижении волнового сопротивления. На батоксах в районе 17-18-го шпангоутов появляется точка перегиба, в корму от которой батоксы становятся пологими. Это также снижает волновое сопротивление и улучшает подток воды к винту. Довольно широкая КВЛ и достаточное заглубление кормового свеса создают защиту винто-рулевого комплекса от плавающих на поверхности воды предметов.
Характерная особенность этой формы состоит в том, что кормовой свес частично погружен в воду, вследствие чего КВЛ и прилегающие к ней ВЛ значительно длиннее и шире чем глубоколежащие ВЛ. Это позволяет без увеличения габаритной длины судна увеличить его длину вблизи свободной поверхности, что благоприятно сказывается на снижении волнового сопротивления. На батоксах в районе 17-18-го шпангоутов появляется точка перегиба, в корму от которой батоксы становятся пологими. Это также снижает волновое сопротивление и улучшает подток воды к винту. Довольно широкая КВЛ и достаточное заглубление кормового свеса создают защиту винто-рулевого комплекса от плавающих на поверхности воды предметов. Однако такая форма кормы вызывает некоторые трудности, которые возникают в связи с ограничением диаметра винта вследствие заглубления кормового свеса крейсерской кормы. Поэтому на малых и средних судах с тяговым режимом работы (буксиры, траулеры) крейсерскую корму удается применять с конструктивным дифферентом на корму.
Этому соответствуют и «обрубленные» формы ВЛ в пределах свеса, что, несомненно, вызывает увеличение вихревого сопротивления. Однако на больших скоростях это компенсируется уменьшением волнового сопротивления.
На судах, скорость которых соответствует числам Фруда более 0,40, даже сравнительно пологие батоксы крейсерской кормы оказываются слишком крутыми. Стремление сделать батоксы почти горизонтальными на всей длине кормового свеса привело к применению транцевой кормы (рис. 2.9). У кормы такой формы кормовой свес приобретает почти цилиндрическую форму, а батоксы идут по ее параллельным образующим. Всякое заострение горизонтальной проекции кормовой оконечности нарушило бы эту геометрию, поэтому вместо заострения или закругления корма оканчивается плоским срезом — транцем.
Другие преимущества и недостатки транцевой кормы такие же, как и у крейсерской.
Транцевая корма нашла широкое применение на судах, где требуется широкая палуба в кормовой части судна. Большая ширина кормовой части КВЛ служит некоторой защитой гребного винта от повреждений о плавающие предметы.
Суда ледового плавания в кормовой оконечности должны иметь выступ (ледовый зуб), расположенный в корму от руля, для его защиты на заднем ходу.
2.9. Методика перестроения теоретического чертежа-прототипа при изменении главных размерений проектируемого судна
В практике проектирования судов широко применяются различные способы получения теоретического чертежа проекта перестроением чертежа прототипа. Наиболее простым способом перестроения теоретического чертежа является аффинное его преобразование. Такое преобразование возможно только в том случае, когда изменяются L, u и Т, a d и другие коэффициенты полноты остаются неизменными. Рассматривая частный случай такого преобразования, когда изменяется только осадка, получаем аппликаты нового чертежа умножением исходных аппликат на коэффициент t = Т1 / Т0, где индекс «0» относится к исходному, а «1» к проектируемому чертежу.
Таким образом, в данном частном случае, имеем z1 = t z0.
Аналогично, когда изменяются все главные размерения, на чертеже необходимо вводить соответствующие коррективы ординат
y1 = b y0, асцисс x1 = l x0 и аппликат z1 = t z0, где b = B1/B0 и l = L1/L0. Достоинством такого перестроения теоретического чертежа является полнее согласование проекций, при котором плавые линии прототипа сохраняются плавными и у проекта.Аналогичные аффинные преобразования южно производить более точно и менее трудоемко с помощью графических построений.
— на оси О1Z1 с помощью линий связи, соединяющих родственные точки, наносят масштаб и строят в плоскости W1 сетку теоретического чертежа проектируемого судна;
На рис. 2.10 показан практический способ инвариантного, преобразования теоретического чертежа в случае изменения осадки проектируемого судна. Здесь используется способ параллельного проецирования плоской фигуры с одной плоскости W на другую W1, для двух расчетных случаев: первого — когда t1 = T1/T0 > 1 и второго — когда t2 = T1/T0 < 1. В первом случае все построения рекомендуется выполнять в следующем порядке: — проводят параллельно оси О ось родства МN;
— определяют в плоскости W1 длину отрезка прямой О1К1 = t1T0;
— проводят через родственные точки К и О, расположенные в плоскости W, перпендикулярно оси родства MN линии связи;
— из произвольной точки О1, расположенной на линии связи ОО1, в плоскости W1 проводят ось О1Z1 таким образом, чтобы отрезок, равный длине О1K1, располагался между линиями связи, соединяющих родственные точки К и О. При этом угол наклона оси O1Z1 должен быть равен a = arccos t1-1;
— из точки О1 перпендикулярно оси O1Z1 приводят ось О1у, на которой откладывают отрезок О1Р1, равный ширине судна;
— снимают ординаты родственных точек теоретических линий, расположенных в плоскости W и переносят их на плоскость W1, как показано на. рис. 2.10, а;
— соединяют, нанесенные на плоскости W1 родственные точки, плавными линиями, получают перестроечный с прототипа теоретический чертеж проектируемого судна. Этот чертеж соответствует заданному условию аффинных преобразований, когда
T1 = t1T0.Перестроения теоретического чертежа прототипа во втором случае, когда t2 < 1, выполняют иначе (см. рис. 2.10, б):
— проводят под углом a = arccos t2 к оси OZ ось родства из точек R и Р, ограничивающих сетку теоретического чертежа;
— в плоскости W, проводят перпендикулярно к оси родства MN линии связи и на них в плоскости W1 на одинаковом расстоянии от оси откладывают родственные точки О1 и К1;
— из точки О1 параллельно оси родства МN через точку К1 проводят ось О1.
Остальные построения выполняют аналогично описанным выше для случая, когда t1 > 1 (см. рис. 2.10, б).
Для вариантов задания, когда перестроения теоретического чертежа производят при условии изменения ширины судна прототипа, все построения выполняют по отношению к родственным точкам О и Р, см. рис. 2.10.
3. Оформление и техника построения теоретического чертежа
3.1. Оформление теоретического чертежа
Теоретический чертеж выполняется на удлиненных листах производных форматов по ГОСТ 2.301-68: 1189x1682; 1189х2523; 841x1783; 841x2378; 594x1261; 594x1682; 594x2102; 420x891; 420x1189; 420x1486; 420x1783; 420x2080; 297x630; 297x841; 297x1051; 297x1261; 297x1471; 297x1682; 297x1892.
Наименование проекций на теоретическом чертеже не указывают.
На проекциях теоретического чертежа принимают следующие обозначения.
Батоксы обозначает римскими цифрами. Номера батоксов на проекциях «Корпус» и «Полуширота» проставляются за габаритами сетки, а на проекции «Бок» — над линиями батоксов, перпендикулярно касательным к кривым. Нумерацию батоксов начинают от ДП.
Ватерлинии обозначают арабскими цифрами. На проекциях «Бок» и «Корпус» номера ватерлиний проставляет за габаритными линиями сетки, а на проекции «Полуширота» — над линиями ватерлиний. Нумерацию ватерлиний натчинают от основной плоскости. Нумерация ватерлиний ниже основной плоскости должна быть отрицательной.
Шпангоуты обозначают арабскими цифрами. Номера шпангоутов проставляют: на проекции «Бок» — вне обводов; на проекции «Полуширота» — под следом ДП; на проекции «Корпус» — над линиями шпангоутов. Нумерация шпангоутов — нарастающая от носового перпендикуляра, в корму — положительная, а в нос — отрицательная.
Рыбины обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная от ближайшей к ДП. Обозначения рыбин на проекции «Корпус» проставляют над следом секущей плоскости, а на проекциях «Бок» или «Полуширота» — над линиями рыбин.
Промежуточные батоксы, ватерлинии и шпангоуты нумеруются дробными числами.
При большой насыщенности чертежей линиями обводов обозначения проставляют на линиях-выносках.
На проекциях теоретического чертежа допускается делать поясняющие надписи отдельных элементов обводов, например: «Верхняя палуба», «Козырек», «Линия слома» и т.п.
На поле теоретического чертежа приводится таблица главных размерений судна, в которой указываются:
— длина наибольшая — Lmax;
— длина по конструктивной ватерлинии — LКВЛ;
— длина между перпендикулярами — LПП;
— ширина наибольшая — Вmax;
— осадка по конструктивную ватерлинию — dКВЛ;
— высота борта при мидель-шпангоуте — D;
— водоизмещение объемное — С.Таблицу главных размерений судна располагают над основной надписью под проекцией «Корпус». Если «Корпус» расположен посредине проекции «Бок», то таблицу выполняют в промежутке между проекциями «Бок» и «Полуширота».
Обводы теоретического чертежа необходимо выполнять тонкими линиями для точного согласования проекций и уменьшения погрешности определения истинных размеров элементов судна.
Толщины линий теоретического чертежа после обводки должны быть не более: для сетки — 0,2 мм; все прочие линии теоретического чертежа — 0,3 мм. Целесообразно обводы конструктивной ватерлинии, мидель-шпангоута, килевой и бортовых палубных линий выполнять линией толщиной 0,3 мм, а все остальное обводы — линией толщиной 0,2 мм.
Все цифры на теоретическом чертеже должны быть написаны шрифтом № 3, главные размеры судна и надписи выполняются шрифтом № 5.
Оформление теоретического чертежа должно быть выполнено в соответствии с действующими ГОСТ ЕСНД, ГОСТ и ОСТ.
3.2. Специальный инструмент, применяемый при построении теоретического чертежа
Линии сетки теоретического чертежа выполняются твердым карандашом, заточенным «лопаточкой». Для обводки прочих линий теоретического чертежа применяются карандаши твердостью 3Т-4Т. Для вычерчивания сетки теоретического чертежа пользуются стальной линейкой или рейсшиной, рабочая кромка которой должна быть строго прямолинейной и без вмятин.
Прямолинейность рабочей кромки линейки (рейсшины) проверяется совмещением этой кромки при повороте линейки на 180° около ее рабочей кромки, с двумя точкам А и В, расположенными по концам линейки. При этом линии, проведенные по рабочей кромке при обоих положениях линейки, должны совпадав по всей длине В, противном случае линейкой (рейсшиной) пользоваться нельзя (рис. 3.1).
Для обводки кривых линий теоретического чертежа служат корабельные лекала. Применяемые лекала не должны иметь вмятин и надрезов по рабочим кромкам (рис. 3.2). Для обводки линий большой длины, но малой кривизны (например, ватерлиний, палуб) применяются гибкие рейки постоянного сечения без вмятин и сучков (рис. 3.3).
Выступом грузика прижимают рейку к поверхности чертежа, затем, осторожно изгибая рейку, подводят ее к соседней точке, а другим грузиком в районе точки прижимают рейку к поверхности чертежа. Таким образом, постепенно изгибая рейку и прижимая ее грузиками к поверхности чертежа в каждой точке, получают в первом приближении контур обвода кривой линии.
Для удержания реек в определенном положении применяют свинцовые или чугунные грузики (рис. 3.4). Порядок обводки кривых линий по рейке следующий: подобрав нужную рейку, накладывают ее на чертеж и устанавливают рабочую кромку рейки на начальной точке кривой линии.
(исключение составляют грузики, установленные на рейке за пределами кривой линии) и следят за тем, сойдет ли рейка с замеченной точки. На линиях с малой кривизной поднимают и опускают по два смежных грузика и так же следят за положением рейки. Рейка в силу своей упругости, стремясь выпрямиться, придает кривой линии плавность.
Для того, чтобы сохранить требуемую кривизну линии в ее оконечностях, за пределами концов кривой линии устанавливают по одному или по два дополнительных грузика. Все грузики следует располагать с противоположной стороны от рабочей кромки рейки (рис. 3.5). Проверив, через все ли точки проходит изогнутая и прижатая грузиками рейка, поднимают и снова опускают на прежнее место последовательно каждый грузик в отдельности
Если во время проверки какая-либо точка выходит за контур рабочей кромки рейки, то это свидетельствует о том, что либо рейка установлена неправильно, либо неверно намечена точка.
Работая с лекалами, важно уметь подбирать их таким образов, чтобы участок линии, который можно провести за один прием без передвижки лекал, проходил через большое число намеченных точек. При этом рекомендуется не доводить каждый участок кривой линии на один промежуток между крайними подобранными точками, исключая начало конец линии. При выполнении нового участка на кривой линии следует так накладывать лекала, чтобы они намного перекрывали старый и новый участки. Такой прием исключает на кривой линии малозаметные изломы в местах стыка отдельных участков и придает плавность всей кривой линии.
При выполнении теоретического чертежа приходится снимать много размеров, взятых от какой-либо базы. Например, при вычерчивании ватерлиний и обводов палуб необходимо снимать много ординат с проекции «Корпус» теоретического чертежа, где за основную базу принимают ДП.
В таких случаях снимать ординаты удобней и быстрей при помощи бумажной полоски с ровными и прямыми кромками (рис. 3.6). Для того, чтобы снять какие-либо размеры (ординаты) на полоску, следует прямую кромку полоски точно совместить с тем сечением, которое должно быть снято и, плотно придерживая полоску, остро отточенным карандашом отметить на полоске черточками основную базу и все ординаты. При этом у каждой черточки на полоске необходимо делать цифровые или буквенные обозначения, гарантирующие от возможных ошибок при перенесении размеров и облегчающие работу. Снятые на полоску размеры переносят на нужное изображение чертежа, при этом отмеченная черточкой база на полоске бумаги должна точно совпадать с такой же базой на нужном изображении.
4.1. Формулировка типового задания
1. Вычертить на листе формата A1 (или А2) теоретический чертеж судна в соответствии с указанным в задании вариантом
(см табл. 4.1).2. Определить по главным размерениям, указанным на чертеже, масштаб теоретического чертежа и объемное водоизмещение судна (см. табл. 4.1).
3. Перестроить проекцию «Корпус» методом аффинных преобразований при изменении у судна-прототипа осадки (или ширину судна) (см. табл. 4.2).
4. Найти и нанести на теоретическом чертеже все проекции точки А (см. табл. 4.3).
5. Построить обводы водонепроницаемой переборки, установленной на «n» шпангоуте (см. табл. 4.4).
6. Построить плоскость действующей ВЛ при произвольной посадке судна (см. табл. 4.5).
7. Описать форму обводов форштевня и ахтерштевня судна-прототипа.
4.2. Варианты контрольных заданий
В соответствии с типовым заданием каждому учащемуся выдается вариант теоретического чертежа судна-прототипа, указанный в табл. 4.1 и приложении 2.
Для указанного в задании типа судна необходимо выполнить все разделы типового задания.
По согласованию с преподавателем учащимся устанавливаются формат листов, на которых должен быть вычерчен теоретический чертеж и выполнены другие графические построения.
Таблица 4.1
Варианты контрольных заданий по типам судов, указанных в приложении 2
Вариант задания Тип судна Коэффициент общей полноты корпуса судна 1 Сухогрузное универсальное судно 0,655 2 Сухогрузное универсальное судно 0,708 3 Сухогрузное универсальное судно 0,715 4 Ледокольно-транспортное судно 0,655 5 Навалочное судно 0,784 6 Лихтеровоз 0,659 7 Контейнеровоз 0,577 8 Контейнеровоз 0,696 9 Накатное судно 0,630 10 Паром железнодорожный 0,518 11 Лесовоз-пакетовоз 0,755 12 Лесовоз 0,683 13 Рефрижератор 0,576 14 Рефрижератор 0,589 15 Рефрижератор производственный 0,721 16 Танкер 0,833 17 Танкер 0,715 18 Танкер 0,658 19 Рыбомучная база 0,723 20 СРТМ 0,505 21 Рыболовный сейнер 0,438 22 Грузо-пассажирское судно 0,592 23 Пассажирское судно прибрежного плавания 0,463 24 Ледокол 0,524 25 Ледокол 0,526 26 Ледокол 0,446 27 Спасатель 0,542 28 Спасатель 0,516 29 Морской буксир 0,506 30 Морской буксир 0,526 Таблица 4.2
Данные для перестроения теоретического чертежа судна-прототипа
Вариант задания Коэффициенты афинных преобразований — Т0/Т1 Коэффициенты афинных преобразований — В0/В1 Вариант задания Коэффициенты афинных преобразований — Т0/Т1 Коэффициенты афинных преобразований — В0/В1 1 0,9 1,0 16 0,8 1,0 2 1,0 0,9 17 1,0 0,9 3 0,8 1,0 18 0,7 1,0 4 1,0 0,8 19 1,0 0,7 5 0,7 1,0 20 0,6 1,0 6 1,0 0,7 21 1,0 0,6 7 0,85 1,0 22 0,75 1,0 8 1,0 0,9 23 1,0 0,8 9 1,3 1,0 24 1,2 1,0 10 1,0 1,35 25 1,0 1,25 11 1,2 1,0 26 1,1 1,0 12 1,0 1,25 27 1,0 1,35 13 1,4 1,0 28 1,3 1,0 14 1,0 1,45 29 1,0 1,5 15 2,0 1,0 30 1,9 1,0 Таблица 4.3
Данные для определения положения контрольной точки А
Вариант задания Батокс Шпангоут Ватерлиния Вариант задания Батокс Шпангоут Ватерлиния 1 I 5 м 16 П 4 — 2 I — 3 17 I — 3 3 П 4 — 18 П 3 — 4 I — 2 19 I — 2 5 — 9 I 20 — 8 I 6 П 3 — 21 I 2 — 7 — 8 I 22 П 7 — 8 — 6 3 23 — 5 2 9 I 7 — 24 П 6 — 10 П — 3 25 I — 2 11 — 17 I 26 — 16 3 12 П 12 — 27 I 12 — 13 — 14 3 28 — 13 2 14 П — 2 29 I 14 3 15 I 15 — 30 П 15 — Таблица 4.4
Данные для построения обводов поперечной переборки
Вариант задания Номер шпангоута Вариант задания Номер шпангоута Вариант задания Номер шпангоута 1 31/2 11 21/2 21 31/2 2 41/2 12 31/2 22 51/2 3 51/2 13 41/2 23 61/2 4 61/2 14 51/2 24 71/2 5 31/2 15 61/2 25 81/2 6 181/2 16 71/2 26 91/2 7 191/2 17 171/2 27 151/2 8 171/2 18 161/2 28 141/2 9 121/2 19 151/2 29 131/2 10 111/2 20 101/2 30 121/2 Таблица 4.5
Данные для построения плоскости ватерлинии (Q0, J0рррррррррY0, T — параметры посадки судна) рр
Вариант задания Q0 Y0 T, м Вариант задания Q0 Y0 T, м 1 30 5 8,0 16 20 5 10,0 2 40 0 9,0 17 25 5 9,0 3 30 5 4,0 18 20 5 4,0 4 40 0 7,0 19 25 4 7,0 5 30 5 9,0 20 20 5 3,0 6 40 0 10,0 21 25 5 2,0 7 30 5 8,0 22 20 4 6,0 8 40 0 9,0 23 25 5 2,0 9 30 5 8,0 24 20 5 9,0 10 40 0 6,0 25 25 4 7,0 11 30 5 8,0 26 20 5 7,0 12 40 0 4,0 27 25 5 4,0 13 30 5 5,0 28 20 4 3,0 14 40 0 9,0 29 25 4 4,0 15 30 5 5,0 30 20 4 2,0
1. Ашик В. В. Проектирование судов. — Л.: Судостроение, 1985. — с. 237-258.
2. Белкин Ю. В. Инженерная графика в судостроении: Справочник. — Л.: Судостроение, 1983. — 192 с.
3. Гаджиев А. В., Кашкалда Н. В. Судостроительное черчение. — Л.: Судостроение, 1979.
4. Дрямова З. И. Методические указания по выполнению теоретического чертежа корпуса судна. — Владивосток: ДВПИ, 1974. — 21 с.
5. Матвеев В. Г., Борисенко В. Д., Барашкова Г. А., Горев Л. А. Справочник по судостроительному черчению. — Л.: Судостроение, 1983. — 248 с.
6. Белкин Ю В. Применение методов инженерной графики в судостроении. — Л.: Судостроение, 1987. — 128 с.
7. Никольский Л. П., Никольская Л. H. Техническое черчение и судостроительные чертежи: Учебник. — Л.: Судостроение, 1987. — 304 с.
Приложение 1.Перечень нормативно-технических документов
1. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
2. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи
3. ГОСТ 2.302-68 ЕСНД. Масштабы
4. ГОСТ 2.303-68 ЕСНД. Линии
5. ГОСТ 2.304-68 ЕСНД. Шрифты чертежные
6. ГОСТ 2.316-68 ЕСНД. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц
7. ГОСТ 1062-80. Размерения надводных кораблей и судов. Главные термины, определения и буквенные обозначения
8. ГОСТ 5.1105-79. Корпуса судов и кораблей. Погибь и седловатость палуб. Классификация. Правила выбора
Теоретические чертежи судов-прототипов
1. Сухогрузное универсальное судно (Увеличенный чертеж)
2. Сухогрузное универсальное судно (Увеличенный чертеж)
3. Сухогрузное универсальное судно (Увеличенный чертеж)
4. Ледокольно-транспортное судно (Увеличенный чертеж)
5. Навалочное судно (Увеличенный чертеж)
6. Лихтеровоз (Увеличенный чертеж)
7. Контейнеровоз (Увеличенный чертеж)
8. Контейнеровоз (Увеличенный чертеж)
9. Накатное судно (Увеличенный чертеж)
10. Паром железнодорожный (Увеличенный чертеж)
11. Лесовоз-пакетовоз (Увеличенный чертеж)
12. Лесовоз (Увеличенный чертеж)
13. Рефрижератор (Увеличенный чертеж)
14. Рефрижератор (Увеличенный чертеж)
15. Рефрижератор производственный (Увеличенный чертеж)
16. Танкер (Увеличенный чертеж)
17. Танкер (Увеличенный чертеж)
18. Танкер
19. Рыбомучная база
20. СРТМ
21. Рыболовный сейнер
22. Грузо-пассажирское судно
23. Пассажирское судно прибрежного плавания
24. Ледокол
25. Ледокол
26. Ледокол
27. Спасатель
28. Спасатель
29. Морской буксир
30. Морской буксир