Лист A (683K) | Лист 1 (271 K) | Лист 2 (249K) |
Лист 3 (395K) | Лист 4 (247K) | Лист 5 (846K) |
Лист 6 (925K) | ||
Источник чертежей: набор для сборки деревянной модели USS Constitution от фирмы Mamoli |
Когда
несколько богатых Нью-Йоркских яхтсменов решили в середине 19-ого столетия
строить шхуну "Америка", они не могли и представить себе, что начинают
спортивную сагу, которая захватит целые страны. Уже в течение полутора столетий
мы наблюдаем за последствиями их решения. Только мировым войнам было под силу
время от времени прерывать эту сагу, интерес к которой и сейчас ни в малейшей
степени не ослабевает.
В борьбе за обладание кубком Америки были истрачены
многие состояния и был испробован весь набор стратегий - законных и не очень
законных, спортивных и не очень спортивных.
Дипломатические отношения между
соревнующимися странами напрягались до точки разрыва: короли и властелины,
магнаты и капиталисты, эксцентричные и абсолютно серьезные - все были охвачены
этой лихорадкой.
Если группа, построившая "Америку", могла бы хоть в малой
степени предсказать это почти 150 лет назад... Но это было за пределами их
воображения, они были большими мыслителями, большими игроками. Эти люди,
ворочавшие большими деньгами и подвластные искушению азартной игры, cо всей
энергией Нового Света , ни перед чем не остановились бы, лишь бы утереть нос
Свету Старому.
Шхуна "Америка" была построена во время Большой выставки в
Кристалл Палас, целью которой было продемонстрировать британское превосходство
над остальным миром, в самом рассвете Викторианской эпохи. Британская морская
мощь, фраза "Правь, Британия, морями", лежала тогда в самой основе британской
уверенности в себе.
Джон К Стевенс, командор и основатель Нью-йоркского
Яхт-клуба, сформировал синдикат, чтобы финансировать строительство новой лодки,
и продемонстрировать, что и американские яхты и шкиперы способны соревноваться с
лодками и шкиперами британцев. Амбиции синдиката были выражены в кратком
задании, выданное одному из ведущих морских проектировщиков Америки Джорджу
Стирсу: "построить самую быструю в мире яхту".
"Америка" строилась на верфи
Уильяма Брауна на Ист Ровер. Браун оценил постройку лодки в 30 000 долларов.
Кроме того, Браун согласился забрать яхту назад, если она не обгонит кого бы то
ни было в Америке или заграницей.
Услышав об этом проекте, Граф Уилтон,
командор Королевской Эскадры, пригласил Стевенса с его судном в Каус. В ответном
письме Стевенс принимает вызов "несмотря на громкое поражение, которое мы
рискуем получить в ваших бурных водах".
Последняя фраза была не более, чем
психологической уловкой Стивенса. Он был азартный человек и имел обыкновение
льстить своим соперникам, чтобы те легче шли на пари.
Хотя скоростные обводы
"Америки" и ее плоские паруса вызывали восторг, яхта все же была недоработана.
По скорости она проигрывала собственной яхте Стивенса "Марии". Таким образом,
110 футовая шхуна "Америка" не была "самой быстрой в мире яхтой". Тем не менее
"Америка" отправилась за океан для битвы с британцами.
При прибытии во
Францию, "Америка" была сначала очищена после пересечения океана и затем вышла к
берегам Англии, где она была встречена одномачтовиком (тендером) "Лэверок" -
одним из самых быстрых и самых новых судов в Британских водах. Если Стевенс
намеревался убаюкать британцев для заключения больших пари своими словами об
ожидании "поражения", его уловка раскрылась. На глазах британской элиты
яхтенного спорта и к их большому испугу, "Америка" приплыла мимо "Лэверока" с
невероятной легкостью.
Испуг был столь силен, что никто не принял ни одного
из вызовов, которые Стивенс отправил по почте в Королевскую Яхтенную Эскадру.
Лишь после того, как "Таймс" поместила язвительную передовую статью, упрекавшую
британских шкиперов в трусости, "Америка" была допущена в открытую гонку вокруг
острова Уайт за Кубок 100 Гиней.
В гонке участвовало четырнадцать яхт и, хотя
они сильно различались по типам и размерам (от 47 до 392 тонн), гандикап
предусмотрен не был. После задержки со стартом, "Америка" отправляется в погоню
за своими английскими конкурентами и, если верить историческому протоколу,
приходит к финишу первой.
Легенда приписывает "Америке" безоговорочную победу
в гонке. Согласно этому мифу на вопрос королевы Виктории, узнавшей о победе
"Америки", о втором месте был, якобы, дан ответ "Мадам, второго пока не
видно".
"Америка" была, несомненно, очень быстрой лодкой, однако ее победа не
была столь бесспорной. Из-за несовершенства гоночных инструкций, "Америка"
прошла более коротким путем, чем британские лодки, обойдя с внутренней стороны
маяк Нэб (восточнее острова Уайт), в то время как другие обходили его снаружи.
Некоторые из лучших британских лодок вышли из гонки - одна села на мель, другая
остановилась из-за поломок, а две столкнулись друг с другом. Самая маленькая
лодка в гонке - "Аврора", была на финише второй, проиграв "Америке" всего восемь
минут. Если бы был гандикап, "Аврора" намного обогнала бы
"Америку".
Владельцы "Америки" не испытывали никаких сантиментов к судну или
выигранному ими кубку. Шхуна была вскоре продана лорду Джону Блакуи, а кубок
решено было расплавить и из полученных 132-х унций серебра наделать себе
медалей.
"Америка" участвовала в гонках в британских водах в течение
следующего десятилетия при различных владельцах, пока опять не пришла к
американскому берегу во время гражданской войны. Она была переименована в
"Мемфис" и несла флаг флота Конфедерации. По другой версии, она использовалась
южанами для прохода через морскую блокаду.
После войны она была обнаружена в
одном из портов Каролины. Позже яхта использовалась как учебное парусное судно и
ей было возвращено ее первоначальное имя. Но когда комиссия конгресса
обнаружила, что за четыре года эксплуатационные расходы превысили первоначальную
стоимость ее постройки, "Америка" была продана с аукциона главному дворецкому
Бенджамина Франклина за 5000$. Она оставалась в семье
дворецкого в течение нескольких десятилетий, но последний раз ее видели под
парусом в 1901 году. После этого она была выставлена на продажу в Бостонском
ярде.
В 1917 яхта была куплена Чарльзом Фостером из Бостона и подарена им
морской академии. В течение следующих 20 лет она была туристской
достопримечательностью академии в Аннаполисе. В 1940 году состояние судна
вынуждает хозяев поднять его на берег. Четырьмя годами позже, в сильный шторм,
рухнул навес, разрушив то, что еще оставалось от 93-летнего корпуса яхты.
Сегодня все, что осталось от "Америки" - это ее руль, который выставлен в одном
из музеев в Штате Коннектикут.
Выигранный же "Америкой" кубок пережил яхту.
Первоначальный план "наделать из него медалей" выполнен не был. В 1857 году
кубок был подарен Нью-йоркскому яхт-клубу и стал переходящим призом в
продолжающемся по сей день соревновании морских держав. Сейчас этот приз
называют Кубком Америки.
По материалу журнала "Яхтсмен"