Галеон "Golden Hind" |
Вариант I
лист 1 (886K) | лист 2 (257K) | лист 3 (49K) | |
инструкция лист 1 из 7(423K) | инструкция лист 2 из 7 (483K) | инструкция лист 3 из 7 (633K) | |
инструкция лист 4 из 7(466K) | инструкция лист 5 из 7 (406K) | инструкция лист 6 из 7 (350K) | |
инструкция лист 7 из 7 (282K) | инструкция (техт)(10K) | ||
Источник чертежей: набор для сборки деревянной модели Golden Hind от фирмы Mamoli |
Вариант II
лист 1 (708K) | лист 2a (782K) | лист 2b (290K) | |
лист 3 (359K) | лист 4 (598K) | ||
Чертежи любезно предоставлены Алексеем Шеломенцевым, автором сайта "Парусные корабли" |
Вариант III
лист 1 (125K) | лист 2 (111K) | |
лист 3 (77K) | лист 4 (130K) | |
Источник чертежей: Журнал "Modellbauheute" №10 1990 год |
Фрэнсис Дрейк родился на ферме в Кроундейле, недалеко от Тейвистока, в Девоншире. Как полагают, это был 1540 г. Семья Дрейков арендовала землю у сэра Джона Рассела, впоследствии графа Бэдфорда, приближенного Генриха VIII. Несмотря на огромную разницу в социальном положении, семья Дрейков была тесно связана с семейством Расселов. Старший сын Джона Рассела, Фрэнсис, был крестным отцом сына Эдмунда Дрейка, который получил его имя.
Ревностный протестант, Эдмунд Дрейк вынужден был бежать с семьей из Кроундейлав Плимут, когда в 1549г. началось крестьянское восстание. Эдмунд Дрейк устроился корабельным священником. Домом Фрэнсиса, как и родившихся за ним еще 11 детей Эдмунда Дрейка, стал корабль. Читать и писать Фрэнсиса научил отец, и надо сказать, до конца жизни он не был особенно силен ни в том, ни в другом. Писание было для него всегда делом утомительным. Но оратором Фрэнсис стал прекрасным, о чем впоследствии свидетельствовали его коллеги по парламенту. По-видимому, Фрэнсису было не больше десяти лет, когда отец определил его юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы во французские и нидерландские порты.
В 1561 г. умер владелец судна, на котором плавал Фрэнсис, завещав ему свой корабль. Так в 16 лет Фрэнсис стал капитаном и владельцем небольшого барка.
Когда Фрэнсис узнал о готовящейся Хокинсом новой экспедиции в Карибское море, он не колеблясь предложил ему свои услуги. Положение Фрэнсиса в экспедиции неизвестно. Ясно, что он не был ни капитаном, ни владельцем какого-либо из судов, участвовавших в ней. Однако экспедиция закончилась неудачно, нападения английских пиратов были отражены испанскими колонистами. Четыре английских корабля из пяти были захвачены испанцами. Пятый корабль Дрейк привел назад, в Англию.
В середине XVI в. на испанских атлантических путях большую активность начали проявлять английские пираты. Как и пираты других национальностей, они то охотились за испанскими судами, груженными драгоценными металлами, то вели контрабандную торговлю неграми-рабами с испанскими же плантаторами в «Западной Индии». Малые Антильские острова стали основными пиратскими базами; отдельные острова постоянно переходили из рук в руки, от пиратов одной национальности к другой.
Фрэнсису Дрейку удалось перенести борьбу с Антильских островов к берегам самой Испании и нанести ей затем ряд сокрушительных ударов у тихоокеанских берегов Америки. Этот пират, по выражению его современника, испанского вице-короля Перу, «открыл путь в Тихий океан всем еретикам — гугенотам, кальвинистам, лютеранам и прочим разбойникам...».
«Железный пират», как его позднее называли, был человек властный и крутой, с бешеным характером, чрезвычайно мнительный и суеверный даже для своего века. Как пират, он действовал не за свой страх и риск. Он был только «приказчиком» крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была сама английская королева Елизавета. Она за свой счет снаряжала корабли, делилась с пиратами добычей, причем львиную долю прибыли с «предприятия» брала себе.
Через четыре года Дрейк уже самостоятельно совершил набег на Панамский перешеек, разгромил караван, шедший с драгоценными металлами из Перу, и на захваченных новеньких испанских судах благополучно вернулся в Англию.
В 1577 г. Фрэнсис Дрейк приступил к самому важному из своих предприятий, которое неожиданно для него самого завершилось первым английским (вторым после Магеллана) кругосветным плаванием. Основной целью пирата было нападение на тихоокеанские берега Испанской Америки.
Вернуться в Англию Дрейк предполагал кружным путем — обогнув Америку с севера, для чего он надеялся использовать Северо-западный проход, который только что «открыл» Мартин Фробишер. Между тем испанцы, наученные горьким опытом последних лет, ожидали английских пиратов на подходах к Карибскому морю и послали туда сильный флот.
Королева Елизавета и некоторые английские вельможи и на этот раз поддержали предприятие своими средствами. Они только требовали, чтобы пират хранил в тайне их имена, боясь быть скомпрометированными в подозрительном деле, если оно кончится неудачей.
Дрейк снарядил четыре корабля вместимостью 90-100 т, не считая пинасса.
В апреле 1578 г. пираты подошли к берегу Южной Америки в районе Ла-Платы и начали медленно продвигаться на юг. В конце июня, то есть в середине зимы южного полушария, они остановились в той же бухте СанХулиан, где зимовал Магеллан и где он подавил бунт и казнил главарей заговорщиков. Именно здесь Дрейк, словно подражая великому португальцу, обвинил одного офицера в заговоре и казнил его.
20 августа 1578 г. Дрейк вступил в Магелланов пролив. Он прошел его очень быстро, всего лишь за 20 дней, но в Тихом океане флотилию встретил свирепый шторм. Из всей флотилии остался лишь один корабль — «Пеликан», который Дрейком был переименован в «Золотую Лань». Буря занесла его далеко на юг, и Дрейк убедился, что за Огненной Землей простирается открытое море. Поэтому на современных картах именем Дрейка назван широкий пролив, отделяющий архипелаг Огненной Земли от Антарктиды.
Совершив вынужденную вылазку на юг, Дрейк, как только утихла буря, взял курс на север и вышел к чилийским берегам. Он совершил дерзкий рейд вдоль всего Тихоокеанского побережья, пустил ко дну множество испанских кораблей и последовательно опустошил важнейшие гавани на чилийских, перуанских и мексиканских берегах. «Золотая Лань» пересекла Тихий океан, вышла к Филиппинам и Молуккам и, обогнув мыс Доброй Надежды, в сентябре 1580 года возвратилась в Англию. Это было второе в истории мореплавания кругосветное путешествие.
Теперь от английских пиратов не были застрахованы ни корабли перуанских флотилий, ни филиппинские галеоны, на которых доставлялись в Акапулько шелка и пряности Дальнего Востока.
Пиратский рейд Дрейка открыл для английских кораблей морские пути, известные ранее только испанцам и португальцам, и в то же время резко ухудшил англо-испанские отношения. Испанский посланник требовал примерного наказания пирата и возвращения награбленного добра, которое оценивалось в огромную сумму. Но английская королева вовсе не была намерена отказаться от такой добычи. Она осыпала милостями Дрейка и пожаловала ему титул баронета; она приняла от него драгоценные подарки и лично «осчастливила своим присутствием» блестящий банкет, устроенный на пиратском судне. Испанскому посланнику Елизавета приказала ответить, что все ценности будут храниться в королевской сокровищнице до тех пор, пока между Англией и Испанией не будут произведены расчеты по взаимным претензиям: ведь испанцы тоже грабили и топили английские суда и нередко конфисковывали в своих европейских владениях товары у английских купцов «еретиков». Еще сильнее обострились англо-испанские отношения в 1586 г., после того как Дрейк, командуя уже целым флотом в 25 судов, разграбил несколько портовых городов на острове Гаити и у юго-западных берегов Карибского моря.
По материалам книги "Парусники мира"
«ЗОЛОТАЯ ЛАНЬ» КОРОЛЕВСКОГО КОРСАРА ФРЕНСИСА ДРЕЙКА
В 1492 году дон Кристобаль
Колон, как его называли испанцы, Христофор Колумб, как называем мы, открыл
первые земли Нового Света - Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Вслед
за Колумбом сюда устремились испанские конквистадоры - завоеватели и
колонизаторы. Началось беспощадное истребление коренного населения. Спустя
полвека после путешествия Колумба во владении Испании оказались вся Центральная
Америка, Мексика, северные берега Южной Америки и широкая полоса земель вдоль
западного ее края - от Карибского моря до мыса Горн. На захваченных землях были
найдены огромные запасы золота, серебра, меди. Около шести миллионов индейцев -
половина коренных жителей Нового Света - погибли за первые полтора века
испанского владычества, причем значительная часть - на рудниках в Мексике и
Перу.
«Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя
жесткую монополию на торговлю с Новым Светом. Первое время система запретов
действовала отлично. В 1493 году папа Александр VI поделил весь мир между
Испанией и Португалией, а в следующем году эти страны заключили соглашение о
разделении сфер будущих захватов. Ни одному кораблю какого-нибудь другого
государства не дозволялось заходить в страны Нового Света.
Однако уже в
первой четверти XVI века Англия и Франция не пожелали примириться с этим. Им
также было нужно золото новых земель. Авангардными бойцами этих морских держав
стали пираты. Первыми начали охоту за испанскими кораблями французы. В 1522 году
с ведома короля Франциска I французские пираты захватили в водах Атлантики
сокровища мексиканского властителя Монтесумы, которые завоеватель Мексики Кортес
отправил из Веракруса в Севилью.
Вскоре вслед за французами на большую
морскую дорогу вышли англичане.
Одним из удачливейших английских пиратов был
Френсис Дрейк, вошедший в историю не только как грабитель и насильник, но и как
прославленный мореплаватель, совершивший второе, после Магеллана, кругосветное
путешествие.
Френсис Дрейк родился около 1545 года близ Тавистока (графство
Девоншир, Англия). Сын матроса (по одним источникам) или деревенского священника
(по другим), он рано покинул отчий дом и ушел в море. Настойчивый и
трудолюбивый, Френсис Дрейк быстро прошел путь от юнги до капитана. В одном из
рейсов к берегам Африки на него напали испанские корабли. Судно Дрейка было
конфисковано, а сам он вернулся на родину без средств, но с огромной жаждой
мести. Через два года он с негласного разрешения королевы Елизаветы создает
небольшую эскадру и совершает налет на испанский город Рио-де-ла-Гама на
побережье Карибского моря. Напав на город Сан-Хуан, Френсис Дрейк едва не погиб,
ускользнув, правда с большими потерями, от внезапно появившегося испанского
флота. В 1570-1572 годах Дрейк предпринял три пиратских похода в Вест-Индию
грабя испанские города и захватывая корабли с сокровищами. Своей добычей он
щедро делится с английской казной.
После этих удачных походов корсара
королева Елизавета становится пайщицей пиратской фирмы Френсиса Дрейка и выдает
ему официальное разрешение препятствовать испанской торговле в Тихом
океане.
В конце 1577 года на корабле «Пеликан» в сопровождении еще пяти судов
Дрейк покинул Плимут и с 20 августа по 6 сентября 1578 года проплыл Магелланов
пролив. В Тихом океане из-за сильного шторма «Пеликан» был разлучен с другими
судами эскадры. Однако это не помешало Френсису Дрейку в одиночку нападать и
грабить гавани на западном побережье Америки, где до него еще никто не тревожил
испанских колонистов. После нескольких набегов на побережье Перу Дрейку
сообщили, что за ним начала охоту испанская эскадра.
Встреча с таким
противником не входила в планы расчетливого и умного корсара. У него было три
пути: тяжелый и опасный для плавания Магелланов пролив; обычный и известный путь
через Тихий океан, где его, однако, поджидали испанцы, и третий - пытаться
обогнуть Америку с севера. Вначале Дрейк выбрал третий путь, надеясь отыскать
легендарный северо-западный проход из Тихого в Атлантический океан. «Пеликан»
поднялся на север примерно до 48° северной широты. Френсис Дрейк первым из
европейцев дошел до реки Колумбия и до южной оконечности острова Ванкувер.
Однако из-за начавшегося обледенения и сильных холодов от дальнейшего
продвижения на север Дрейк вынужден был отказаться. Положившись на удачу, он
повел свой корабль через Тихий океан и, избежав неприятных встреч с испанскими
эскадрами, 4 ноября 1579 года через Маврианские острова достиг одного из
Молуккских островов - Тернате. Оттуда он, миновав Яву и обогнув мыс Доброй
Надежды, 5 ноября 1580 года вернулся в родной Плимут, став вторым в истории
кругосветным путешественником.
Помимо славы великого мореплавателя, Френсис
Дрейк привез в Англию еще и нечто более материальное. Его вояж 1577-1580 годов
принес ему четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли. Разумеется, львиную
долю награбленной добычи получила английская королева.
В память о том, что
ему удалось уйти от погони испанцев, и за прекрасные мореходные качества своего
судна Френсис Дрейк переименовал корабль в «Золотую лань».
«Мы выщипываем у
испанца одно перо за другим»,- говорил Дрейк. Королева Англии Елизавета явилась
на палубу «Золотой лани» и посвятила Френсиса Дрейка в рыцари. И никто, кроме
них двоих, не знал, сколько фунтов стерлингов стоило это посвящение.
Позднее
Дрейк захватил и разграбил богатые испанские города Картахену в Южной Америке и
Санто-Доминго на острове Гаити. В 1587 году в гавани Кадикса Дрейк сжег один из
отрядов испанской «Непобедимой армады», посланной Филиппом II против Англии, а в
1588 году Френсис Дрейк уже в чине вице-адмирала принял участие в уничтожении
испанской эскадры в Ла-Манше.
28 января 1596 года во время очередного похода
против испанцев Френсис Дрейк умер от дизентерии близ Пуэрто-Бельо, у берегов
Панамы.
Погибла в море и «Золотая лань», и тоже не от шторма или ядер
противника. Погубили ее крошечные червячки - торедо, превратившие ее корпус в
труху.
18-пушечный корабль
«Золотая лань» был построен на верфи Плимута. Корабль имел прочный набор дубовых
шпангоутов. Во времена Френсиса Дрейка днища еще не обшивали медными листами и
обшивку делали из прочных сортов дерева, обеспечивающих надежность судна.
Не
знали тогда и штурвала, вместо него употреблялся румпель. Сам руль был
навесным.
«Золотая лань» - корабль с коротким баком, на котором у
бикгед-переборки стоит фок-мачта.
На шкафуте между трапом, идущим с бака, и
грот-мачтой были установлены две пушки - по правому и левому борту. Три
фальконета расположены: первый - у бикгед-переборки по диаметральной плоскости,
второй - на баке, третий - на юте. Фальконеты помещались на специальные
вертлюжные установки, что позволяло вести огонь по кораблям противника, а в
случае абордажа стрелять вдоль палубы.
Между баком и грот-мачтой помещался
барказ.
Возвышение на палубе между грот-мачтой и бизань-мачтой называлось
шканцами. Правом сидеть или курить здесь обладал только капитан. Со шканцев два
трапа вели на высокую корму (ют). На транцевой корме был нарисован пеликан,
кормящий птенцов: ведь вначале корабль назывался «Пеликан».
Скульптурное
изображение пеликана помещалось на княвдигеде.
Под высоко поднятым бушпритом
на блинда-рее был подвешен парус - блинд. Фок- и грот-мачты состояли из двух
дерев, фор- и грот-стеньги и флагштока. Марсовые площадки на фок- и грот-мачтах
имели круглую форму. Каждая из двух передних мачт несла по два паруса.
Бизань-мачта была вооружена латинским парусом, имела круглый марс, но меньших
размеров, и стеньгу. Рангоут не красился.
Приводим технические данные и
главные размеры рангоута «Золотой лани». Выбрав для себя нужный масштаб
(начинающему моделисту мы рекомендуем 1:50), моделист сам определит размеры
деталей модели.
Длина корабля от форштевня до ахтерштевня - 18,288
м.
Длина по килю - 14,326 м Ширина по миделю- 5,791 м
Осадка - 2,438 м.
Водоизмещение - 100 т.
Покраска модели. Подводный
борт - белый, привальный брус - черного цвета. Выше него от форштевня до транца
идет коричневая полоса, затем второй черный привальный брус, за ним от
вантпутенсов фок-мачты до кормы и по корме - широкая коричневая полоса.
Все
надстройки на главной палубе - зеленого цвета. Окна - с белыми переплетами. Люки
пушечных портов - черные. Внутренняя сторона фальшборта - красная. Переборки
надстроек - зеленые, двери - синие.
Орнамент княвдигеда, носовая фигура и
изображение пеликана на корме - бронзовые.
Палуба - расчерченная под имитацию
деревянного палубного настила.
Кормовой фонарь и бугеля на мачтах -
бронзовые.
Якорь - черный с деревянным штоком.
На фок-мачте флаг св.
Георга: красный крест на белом поле. Флаг на грот-мачте - продольные белые и
синие полосы перечерчены красным крестом.
На транцевой корме под изображением
пеликана - эмблема Уэльса: красный пятилистник в черном круге. На переборках
надстроек - орнамент из красных ромбов.
Руль расчерчивается, как и палуба,
под имитацию дубовых досок.
Петли руля и ахтерштевня - бронзовые.
1
Теоретический чертеж
2 Мачтовый
кнехт
3 Салинг, 3 штуки
4
Бушприт
5 Княвдигед
6
Битенг
7 Рустерная решетка люков
8
Тамбур
9 Фок-мачта
10 Грот-мачта
11 Бизань-мачта
12
Вертюжные фальконеты, 3 штуки
13 Фока штаг
14 Фока ванты
15
Фока-стень-ванты
16 Фока-топенанты
17 Фор-марса топенанты
18 Фока
гитовы
19 Фока-шкоты
20 Фор-марса-брасы
21 Фока брасы
22 Фор-марса-
драйреп
23 Фор-марса гитовы
24 Блинда реи
25 Парус блинд
26 Блинда
топенанты
27 Блинда трис
28 Фор-марс
29 Грот-марс
30 Грота
штаг
31 Бизань-штаг
32 Рейковый латинский парус
33 Грот
марса-брасы
34 Грот брасы
35 Топенанты
36 Гитовы латинского
паруса
По материалам книги "Волшебство моделей"