Паруса

Одним из самых наглядных различий между американскими и английскими или вообще европейскими торговыми судами был цвет парусов. В Америке паруса шили из плотной хлопчатобумажной парусины, которая издали выглядела снежно-белой. Англичане использовали для парусов льняное полотно, иногда с добавкой пеньки, имевшее сероватый или бледный желтовато-коричневый оттенок; даже выцветая, полотно не приобретало снежной белизны хлопчатобумажной ткани На американских военных кораблях паруса часто были льняными. Гораздо раньше нижние паруса галеонов шили из тяжелой грубой материи, называвшейся кирзой. Как на английских, так и на американских судах всегда имелся запасной комплект парусов, причем старые залатанные паруса ставили при слабом ветре, а более новые - при сильном.
При изготовлении парусов полотнища сшивали внакрой, чаще всего двойным швом. Края по периметру подгибали: у нижних парусов на 100-150 мм, у марселей - на 75-125 мм, у парусов меньших размеров - примерно на 75 мм. К подрубленному краю пришивали толстый ликтрос, причем всегда с лицевой (обращенной к корме) стороны и не с самого края. Парусам придавали дополнительную прочность, пришивая к боковым его шкаторинам полосы парусины (боуты), в месте прохода риф-сезней - риф-банты. Чуть выше нижней шкаторины и к верхней шкаторине также пришивали банты, причем все эти полосы парусины, кроме банта верхней шкаторины, пришивали к изнаночной (обращенной к носу) стороне паруса. Расстояние между двумя швами составляло в среднем около 48 мм, однако на косых парусах оно могло быть несколько другим. На нижней части бизани это расстояние было равно 75-90 мм, иногда 125 мм, на ее верхней части около 70 мм, а в средней части около 40 мм. Расстояние между швами сужали и расширяли постепенно, что помогало придавать форму непараллельным сторонам и делать нижнюю шкаторину слегка вогнутой. В Америке бизань иногда делали из более широкой, чем обычно ткани (ширина куска - 107 см), но в этом случае для обеспечения большей жесткости посередине прошивали фальшивый шов. Расстояние между швами на больших кливерах составляло: у нижней шкаторины около 75 мм, а у косой около 65 мм. Некоторые парусные мастера, следуя старинной традиции, делали прямые паруса с пузом, однако лучшими считались абсолютно плоские паруса. Американские мастера достигли совершенства в изготовлении таких парусов.
Знаменитая яхта «Америка», построенная в 1851 г., своим успехом обязана именно плоским парусам. Интересную деталь отметил офицер некоего парохода, наблюдавший за тем, как «Америка» подходит к острову Уайт, не неся, на первый взгляд, грота. Он пишет: «Грот был целиком закрыт грот-мачтой - не было видно ни малейшей его части, парус не имел пуза, а грота-гафель был абсолютно параллелен гику». Этот парус был прикреплен к гику слаблинем - нововведение английских корабелов; есть сведения, что для большей жесткости его натирали мылом или салом. Слаблини применяли только на судах с подъемным бизань-гафелем; на английских судах они начали появляться только в 1860-е гг. и, вообще, их чаше всего использовали на шхунах и очень редко на клиперах.
На рисунке показаны способы отакелаживания паруса. В начале века кренгельсы выполняли из троса, позднее появились кренгельсы с металлическими кольцами внутри. Когда для привязки бык-горденей использовались тросовые кренгельсы, нижнюю шкаторину паруса только подворачивали и подшивали; когда же бык-гордень стали пропускать в отверстия в самом парусе, к нижней шкаторине пришивали еще и бант.

Паруса:

а - трюмсель: 1 - нижняя шкаторина; 2 – боковая шкаторина; 3 - верхняя шкаторина;
б
- бом-брамсель: 1 – изнаночная сторона; 2 - лицевая сторона; 3 - ликтрос;
в
- цельный брамсель;
г
- цельный марсель: 1 - риф-тали; 2 - булинь;
д
- нижний парус: 1 – подшивка боковой шкаторины; 2 - подшивка нижней шкаторины; 3 - четыре люверса горденей; 4 - отверстия горденей с коушами; 5 - риф-бант;
е
- бом-брам-лисель;
ж
- брам-лисель;
з
- кренгельсы: 1 - нок-бензельный; 2 - риф-кренгельс, кренгельс булиня; 3 - кренгельс шкотового угла; 4 -металлический коуш (вторая половина XIX в.);
и
- обычный стаксель;
к
- шкотовые рымы и шов: 1 - строенный шкотовый рым; 2 - шкотовый рым второй половины XIX в.; 3 - двойной шов;
л
- стаксель с передней шкаториной;
м
- разрезной марсель;
н
- марса-лисель;
о
- ундер-лисели: 1 - обычный; 2 - треугольный; 3 - американского типа.

Бизани трисельного покроя:

а - убирающаяся к мачте: 1 -флаг-фал; 2 - бизань-нирал; 3, 16 - гика-топенант; 4 - топенант гафеля; 5 - бизань-фал; 6 - бизань-гафель; 7 - три или четыре гитова; 8 - сегарс; 9 – вертлюжное крепление; 10 - прутковый леер; 11 - контра-шкот; 12 - бизань-шкот; 13 - гика-шкоты парные; 14 - оттяжка бизань-гика; 15 - бизань-гик;
б - подъемная: 1 - эренс-бакштаги; 2 - дирик-фалы; 3 - крепление верхней шкаторины (возможна пришнуровка непосредственно к гафелю); 4 - деревянный леер под гафелем; 5 - гафель-гардель; 6 - ракс-кнот усов гафеля; 7 - кренгельс риф-талей; 8 - кренгельс риф-шкентеля; 9 - дегика-топенант; 10 - скобы для риф-шкентеля; 11 - гика-шкоты; 12 - завал-тали; 13 - вертлюжный обух; 14 - кожаное кольцо.

Для художников, изображающих парусные суда, представляет интерес расположение риф-гатов. Начиная с прошлого века, отверстия, через которые пропускают риф-сезни, располагали в промежутках между швами, иногда - два отверстия между швами, и одно - в парусине. Точно так же размещали отверстия для привязывания косого паруса к лееру. Часто, когда риф-бант был утолщенным, риф-гаты делали не между швами, а прямо в парусине. Рисунки и фотографии второй половины прошлого века свидетельствуют о том, что чаще риф-гаты все же находились между швами, а на фотоснимках некоторых больших парусников видно, что риф-гаты расположены как между швами, так и непосредственно в парусине.
Риф-гаты бизаней практически всегда располагали между швами, возможно, потому, что расстояние между швами на этих парусах было больше и риф-гаты дополнительно уплотняли швы, поскольку в широких швах задерживалась вода, что приводило к гниению парусины.
Расстояние между отверстиями для крепления у небольших косых парусов, таких как летучий кливер, составляло около 90 см, а у парусов больших размеров - около 70 см. Эти отверстия могли или совпадать, или не совпадать со швами: все зависело от угла между швом и передней шкаториной.
Величина и форма выемки в нижней шкаторине прямого паруса зависели от угла наклона штага, который находился непосредственно под данным парусом и за который он не должен был задевать. Иногда брасы от реев проводились под парусом, и в этом случае также необходимо было обеспечить зазор между ними и парусом.
Самой небольшой была выемка у верхнего марселя, а иногда она отсутствовала, и парус привязывали к рею нижнего марселя. На английских клиперах боковые шкаторины нижних прямых парусов стремились делать почти вертикальными. Парусам, установленным выше, придавали трапециевидную форму и постепенно уменьшали их размеры, тогда как на некоторых американских клиперах все паруса делали в форме трапеции, в результате чего получалась настоящая «пирамида парусов».
В начале XIX в. шкотовые углы прямых и косых парусов торговых судов делали с тросовыми кренгельсами, которые пришивали к ликтросу (мастера, изготовлявшие паруса для военных кораблей, часто вывязывали кренгельс из самого ликтроса). Такие кренгельсы часто рвались и поэтому несколько позже в них для упрочнения стали вставлять металлические коуши, а к середине века перешли на цельнометаллические кренгельсы круглой или фигурной формы, которые легко могли пережить сам парус. Кренгельсы булиней, в свое время устанавливаемые на всех прямых парусах, сохранились лишь на некоторых клиперах. Булини использовали для оттяжки вперед наветренной шкаторины паруса таким образом, чтобы она удерживала ветер, поскольку без них галсы нижнего паруса или шкоты верхних парусов вытягивали шкаторину в прямую линию. От булиней отказались главным образом потому, что это была добавочная снасть, которая прибавляла работы на судне.
Форма ундер-лиселей в большой степени зависела от ширины нижнего паруса: если он был широким, то лисели должны были быть, соответственно, узкими. Нижняя шкаторина ундер-лиселя удерживалась на некотором расстоянии от борта судна с помощью специального выстрела - ундер-лисель-спирта, который крепился на одной линии с мачтой к борту или русленям, если таковые имелись. Длина его могла достигать 16,5 м, а диаметр - 30 см, однако удобнее были более короткие ундер-лисель-спирты. Ундер-лисели иногда выполняли треугольной формы, как, например, на «Катти Сарк», хотя на многих современных рисунках ее неверно изображают с прямоугольными ундер-лиселями. Лисели ставили на фок- и грот-мачтах и редко - на бизань-мачте. Лисели хранили в вертикальном положении, привязывая изнутри к стань-вантам. При необходимости их хранили на ростр-блоках или на крыше рубки. Ундер-лисель-спирты укладывали вдоль русленей фок-мачт с каждого борта.
Здесь хотелось бы упомянуть еще об одном рангоутном дереве, которое иногда встречалось на чайных клиперах. Это были небольшие выстрелы, ставившиеся по обеим сторонам фок-мачты над фальшбортом перпендикулярно диаметральной плоскости судна так, что их ноки немного выступали за ноки фока-рея. При попутном ветре и перпендикулярном положении паруса относительно диаметральной плоскости фока-галсы оттягивались с помощью этих выстрелов так, чтобы парус был почти плоским. Если этого не делалось, то у паруса образовывалось большое пузо. Выстрелы хранили, как правило, на палубе бака.
Конструкция и качество изготовления парусов имели огромное значение: плохие паруса могли практически свести на нет удачный проект судна. Морщины в районе ликтросов, швов и нашивок обычно свидетельствовали о низком качестве работы, в результате которого получалось неравномерное натяжение парусины.

По материалам книги "Волшебство моделей" Севастьянова А. М.