Рулевое устройство со штурвалом появилось в начале XVIII в. Оно
состояло из длинного деревянного румпеля, расположенного в трюме перед
рудерпостом, и вращающегося деревянного барабана со штуртросами и системой
блоков. Такое устройство применялось и на первых клиперах с тем лишь отличием,
что румпель был вынесен на открытую палубу. Из-за ограниченного расстояния между
рудерпостом и транцевой доской или кормовым свесом румпель стали делать более
коротким; в качестве материала для него использовали железо.
На рисунке
показано обычное рулевое устройство; усилие в нем передается через шкивы,
расположенные над баллером, к блокам обоих бортов и от них к баллеру. Иногда
рычаг баллера заменяли металлическим сектором.
Расположение рулевого
устройства на палубе доставляло большие неудобства и ограничивало рабочее
пространство палубы; впоследствии его стали закрывать съемными решетками,
которые полностью загромоздили корму, вплоть до штурвала. Барабан закрывали
кожухом с круглой крышкой, который напоминал стоячий уличный почтовый ящик,
распространенный в Америке.
На некоторых американских клиперах применялась
старинная схема рулевого устройства с деревянным румпелем, расположенным в нос
от рудерпоста под палубой юта, и штурвалом, помещавшимся под навесом перед
рубкой. Такое устройство было, например, на клипере «Челлендж» (1851
г.).
Недостаток подобных рулевых устройств заключался в том, что штуртросы
всегда имели некоторую слабину, вследствие чего внезапный удар, воспринятый
рулем, передавался на штурвал. Кроме того, для этих устройств требовалось
довольно много места.
Учитывая стремление проектировщиков сделать ют более
коротким и закругленным, изобретатели стали предлагать более простые
механические устройства, которые занимали бы меньше места и упростили бы работу
на штурвале.
Все предложения свелись к конструкции, состоявшей из массивного
металлического поперечного румпеля, соединенного напрямую с головой руля и
приводившегося в движение двумя рычагами. Рычаги перемещались в противоположных
направлениях с помощью шпинделя, имевшего правую и левую резьбу. Основную идею
этого устройства запатентовал в 1834 г. Джон Рэпсон, однако в его конструкции
было два шпинделя с разными резьбами. Он изобрел также рулевое устройство с
силовым приводом, основанное на старой конструкции, которое долгие годы
существовало на паровых военных кораблях.
Преимущества системы с червячной
передачей: значительная экономия палубного пространства, прямое действие и
отсутствие ударов, ощущаемых на штурвале, поскольку червячная передача не имела
люфта от руля. Поперечный румпель чаще был сдвинут вбок, поскольку в устройство
входил еще и аварийный румпель. Все устройство поддерживалось массивными
вертикальными стойками или размещалось на станине, а иногда и привинчивалось
болтами к гакаборту. Не отличавшееся особой красотой устройство закрывал
прямоугольный деревянный кожух с резными ножками и двускатной
крышкой.
Существовало также замысловатое рулевое устройство, которое иногда
называли «почтовый ящик» из-за внешнего сходства с английскими почтовыми ящиками
викторианской эпохи. Оно крепилось вертикально к рудерпосту и занимало минимум
пространства, что было удобно для проектировщиков, стремившихся уменьшить
кормовой свес судна.
Во всех описанных рулевых устройствах имелся запасной
румпель и рымы для румпель-талей.
Ручные рулевые устройства:
а - штурвал с барабанным приводом к
румпелю: 1 - вал ; 2 - решетка банкета; 3 - кожух барабана; 4 - отводной блок на
уровне палубы; 5 -решетка банкета, поднятого над румпель-талями; 6 -
румпель;
б - американского типа: 1 -штурвал; 2 -муфты левой и правой
резьбы; 3 - поперечный румпель ; 4 -баллер; 5 -литая станина;
в -
безрумпельное Рида: 1, 8 - направляющие штоки; 2 - шпилька; 3 - муфта; 4 -
гребни правой и левой (комбинированной) резьбы ведущего вала; 5 - баллер руля; 6
- железная станина; 7 - головка баллера руля; 9 - деревянный кожух;
г
- типа «почтовый ящик»: 1, 7 - ведущее валы с резьбой; 2 - гайка силовой тяги;
3, 6 - муфты; 4 -вертикальная прорезь, предотвращающая откручивание гайки; 5 -
косой двусторонний паз разворота муфты и рычага румпеля; 8 - штурвал; 9 - узел
центровки баллера и муфты рычага; 10 - румпель на головке баллера; 11 -
деревянный кожух; 12 - ведущий рычаг поворота румпеля;
д - с
поперечным румпелем: 1 - поперечный румпель на баллере; 2 - железная станина; 3
- баллер руля; 4 - аварийный румпель.