Первоначально словом «битенги» обозначали толстые деревянные
стойки, проходившие для прочности через две палубы, обычно по две, с массивной
поперечиной. Они располагались непосредственно перед фок и грот-мачтами и
назывались гардель-битенгами. Гарделем, в свою очередь, назывались тали, с
помощью которых в XVIII в. до изобретения бейфута поднимали и удерживали нижние
реи. Конец с гардель-блока проходил через вертикальный шкив на битенге (с каждой
стороны) и обносился вокруг его верхушки. В каждом битенге находилось по три
шкива: один - для гарделя, другой для марса-шкота и третий - для гитова. После
отказа от гарделей битенги стали называть марса-шкотовыми.
Фор-марса-шкотовые
битенги применяли также для уменьшения натяжения якорного троса, обнося его
несколько раз вокруг конца краспицы битенга. Когда появилась якорная цепь, трос
присоединяли к ней, а затем обносили вокруг битенг-краспицы. В этом случае
битенги подкрепляли у палубы прочными деревянными или железными
кницами.
Битенг-краспица использовалась как кафель-планка и имела отверстия
для кафель-нагелей. Раньше кафель-планки устанавливали только на бортах судов, а
позже стали ставить у мачт и подкреплять снизу стойками. На некоторых клиперах
шкивы марса-шкотов еще сохранились, тогда как на других на мачте располагали
рымы с направляющими блоками и снасти крепились кафель-нагелями к мачтовому
кафель-бугелю. Еще до создания чайных клиперов на некоторых судах ставили
дополнительные релинги с кафель-планками перпендикулярно битенг-краспице. Между
этими релингами устанавливали вертлюжные блоки для снастей бегучего такелажа,
которые крепили к фальшборту. В этом случае фальшборт был выше, чем обычно -
около 1,2 м. На баке в леджесах часто устанавливали небольшие кафель-планки для
крепления некоторых снастей бегучего такелажа передних парусов.
На релингах
грот-мачты могли располагаться втулки трюмной помпы, которая обычно находилась
внутри релингов; иногда у помпы была своя станина. В некоторых случаях маховик
помпы имел изогнутые спицы это делали не только для красоты, но и потому, что
при отливке маховика прямые спицы при охлаждении сокращались быстрее, чем
массивный обод, что приводило к образованию трещин. Трубы помпы располагали в
трюме по обе стороны кильсона, а рядом с ними цистерны пресной воды. Для доступа
к ним за помпой находился небольшой люк, выгороженный деревянной шахтой. Вместо
крышки сверху люка устанавливали иногда съемный палубный вентилятор. На
небольших клиперах трюм предпочитали не загромождать, и цистерны пресной воды
устанавливали под палубой юта. В этом случае трубопровод насоса размещали рядом
со сточным трубопроводом буфета кают-компании.
На палубе американских судов
размещали деревянные швартовные битенги. В носовой и кормовой частях имелось по
два таких битенга, которые проходили через две палубы. На английских судах
швартовные битенги делали из полых отливок, а их опорные плиты крепили болтами к
палубе. Эти битенги называли швартовными кнехтами: на них навинчивали
полукруглые крышки, которые использовались как палубные вентиляторы. Старинные
битенги под кафель-планками в некоторых случаях устанавливали в литые башмаки и
называли тумбами.
Кафель планка и битенги у мачты:
а - кафель-планка грот-мачты;
б -
битенги и кафель-планки фок-мачты: 1 - штагюферс грота-стень-штага;2 -
штаг-юфepc грота-штага; 3 - сдвоенный грота-штаг;
в - варианты расположения
кафель-планок: 1, 7 - фок- или грот-мачты; 2 - вентилятор; 3, 6 - помпы; 4, 5 -
грот-мачты;
г - битинги и кафель-планки грот-мaчты: 1 - маховик помпы (помпа
не показана); 2 - медная оковка; 3 - тиковые планки вокруг мачты;
д -
кафель-планка фок-мачты: 1 - сдвоенный грот-штаг; 2 - сдвоенный
грота-стень-штаг;3 - штаг-обухи на железных плитах ; 4 - кафель-стойки в
железных подпятниках.
Тумбы иногда несколько разворачивали относительно диаметральной
плоскости, если в них находились шкив-гаты со шкивами, и тогда кафель-планка
была слегка изогнутой. Это делалось для того, чтобы матрос, работавший со
снастью, которая шла на шкив, не задевал ею за брашпиль или за угол рубки.
На
американских судах с каждой стороны юта примерно на одной линии со штурвалом
часто устанавливали по битенгу для крепления бизань-штоков или швартовов. Такой
битенг имел медную или деревянную краспицу. Хотя битенги на большинстве
американских судов были изготовлены из дерева, есть данные, что на некоторых
судах использовались и металлические кнехты.
Снасти бегучего такелажа крепили
к бортам судна различными способами. Самым распространенным была установка более
широкого, чем обычно, планширя, в которой вставлялись кафель-нагели. Сверху
планширя в этом случае находился релинг с планширем. Если он отсутствовал (как
на небольших английских клиперах), кафель-планку крепили к стойкам фальшборта
ниже уровня планширя. На гладкопалубных судах кафель-планки шли непрерывно почти
вдоль всего борта. На судах с поднятым квартердеком или палубой юта бегучий
такелаж бизань-мачты располагали на отдельной кафель-планке, установленной на
деревянных или металлических стойках внутри ограждения юта, или само ограждение
юта выполняли массивным и в него вставлялись кафель-нагели. У бизань-мачты
некоторых американских гладкопалубных судов также были небольшие
кафель-планки.
Другой способ крепления бегучего такелажа заключался в том,
что прочную деревянною или железную кафель-планку ставили на бизань-ванты сразу
над юферсами. Благодаря толщине планок и наличию на их внешней поверхности
канавок, ванты не перекашивались при, натяжении снастей.
На английских
железных судах два битенга, расположенные перед фок-мачтой, изготовляли иногда в
виде толстых вентиляционных труб, к рамам которых крепили и грота-штата. На
американских судах грота- штаги крепили часто к краспицам фок-мачтовых битенгов
с помощью юферсов и талрепов либо прямо привязывали к битенгам. До этого, когда
фок-мачта была расположена ближе к носу судна, грота-штаг крепили к брашпильному
кнехту, предварительно заведя его на утку сбоку от фок-мачты для того, чтобы он
шел ближе к палубе и не задевал за нижнюю шкаторину фока.